joomla

Атриум или «Зал познания Добра и Зла»


lori-0003648192-extrawww«Зал познания Добра и Зла» в Галерее искусств Зураба Церетели – еще одно грандиозное произведение, состоящее из большого количества отдельных образов, которые в совокупности своей составляют целую пластическую поэму о смысле жизни, о ее вечном развитии и обновлении. Речь идет о художественном оформлении и изобразительном решении внутреннего двора в галерее искусств Церетели по улице Пречистенка, дом 19.

Когда-то на этом месте было грязное, запущенное пространство под открытым небом. Получив в свое распоряжение указанный дом, Церетели превратил этот двор в часть всего дворцового здания, где расположена его галерея. Он покрыл его мраморным полом, сделал стеклянную четвертую стену, и все перекрыл стеклянным куполом, создав еще один дворцовый зал. В оформлении этого зала проявилась бурная фантазия художника, и возник многоэпизодный изобразительный ансамбль, воплощающий большую философскую идею глобального характера. По периметру зала расположено множество скульптурных горельефов-картин с библейскими и евангельскими сюжетами. Мы видим здесь сотворение неба и земли, дня и ночи, всей вселенной. Скульптурные картины изображают также Адама в эдемском саду, сотворение и искушение Евы и другие библейские легенды. Евангельские сюжеты повествуют об искушениях Христа, об исцелении Христом прокаженных и бесноватых, о браке в Кане галилейской, о чудесном улове рыбы, об избрании двенадцати апостолов и о других знаменательных событиях. Все эти библейские и евангельские горельефы-картины не имеют самодовлеющего значения. Их надо воспринимать и осознавать в совокупности и в единстве со всеми другими пластическими образами, находящимися в этом зале, ибо они – часть большого ансамбля.

В центре находится огромное яблоко – символ возникновения жизни. Яблоко – это и плод органического цветения, содержащий внутри себя большое количество семян, из которых происходит продолжение жизни, и, кроме того, это библейское яблоко, вкусив которое Адам и Ева совершили грехопадение, от чего пошло существование людей на земле. Внутри яблока – скульптурные сцены из мифов стран и народов мира, символизирующие зарождение жизни. Эротика некоторых из этих сцен, в том числе напоминающих древние легенды, запечатленные в скульптурных рельефах индуистских храмов в Каджурахо (Индия), не должна вводить в заблуждение. Она не имеет самодовлеющего характера, а связана с общей концепцией возникновения и развития жизни, идущей от ее зарождения к высочайшим духовным вершинам. Эта общая концепция вырисовывается и становится понятной как раз из сочетания яблока с его изобразительными сюжетами и библейско-евангельских образов скульптурных картин, расположенных по периметру зала. Таинство зарождения жизни связано здесь с таинством ее духовного развития и высшего человеческого цветения.

Концепция ансамбля находит подтверждение и развитие в ряде других аллегорических фигур и групп, находящихся в зале. Среди них скульптурная композиция «Жены декабристов. Врата судьбы», которая представляет собой огромные наглухо закрытые бронзовые врата, перед которыми покорные в своем смирении стоят 11 изящных женских фигур в легких платьях. В подобных нарядах, не представляя суровых реалий жизни в сибирской ссылке, последовали за своими мужьями-декабристами преданные жены. На вратах выгравированы строфы стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…», знаменитого послания поэта в Сибирь ссыльным декабристам.

Одиннадцать женщин – это Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Наталья Фонвизина, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Александра Давыдова, Александра Муравьева, Мария Юшневская, Камилла Ивашова, Анна Розен и Прасковья Анненкова. Всем женским образам автор придал портретные характеристики реальных прототипов. Мировая драма извечного столкновения Добра и Зла, борьбы Света и Тьмы нашла свое воплощение в скульптурном памятнике «Ипатьевская ночь». Скульптурный образ создан в память о последнем русском царе и его семье, зверски расстрелянных в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, где содержались августейшие узники. Памятник был создан в год 90-летия со дня расстрела последних правящих представителей Дома Романовых.

В горькие момент отречения Николай II записал в воем дневнике: «Вокруг измена, и трусость, и обман». Однако, несмотря на самые тягостные моменты в течение последнего года перед гибелью, император сохранил подлинную любовь к своим подданным. Ныне известны слова царя Николая II из письма Великой княжны Ольги из Тобольска одному из приближенных семьи: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы они помнили: то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а только любовь…» Образ Всепрощения Царя и Царицы, их детей за содеянное злодеяние воплотил в бронзе Зураб Церетели.

Скульптурный ансамбль, созданный Зурабом Церетели в атриуме Галереи искусств, потрясает богатством фантазии, глубиной идеи, художественным совершенством. Он заставляет задуматься над путями развития человечества и зовет к добру, духовности и красоте.



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo