joomla

Выставка Аркадия Пластова "Плащаница вселенной"


c6ff762Выставка произведений народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственных премий Аркадия Александровича Пластова (1893-1972) посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося мастера живописи.

Выставка организована при участии Правительства Ульяновской области, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Российской академии художеств, Фонда Аркадия Пластова.

Редкая цельность отличает творчество Аркадия Пластова. Всю свою яркую, мощную силу живописца отдал он одной теме – теме русской деревни, ее природе и людям, мудрому, веками сложившемуся укладу народного быта. Такие широко известные картины художника как «Жатва», «Полдень», «Юность», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Первый снег» стали классикой русского искусства ХХ века. Они находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других российских и зарубежных музеев.

В состав экспозиции вошло более 120 произведений из собрания семьи художника. Это мощные по пластике и цвету жанровые полотна, убедительные портреты родных и близких людей, сельских жителей, передающие все многообразие и сложность людских судеб, пейзажи, натюрморты, созданные в 1910-е – 1970-е годы.

В ретроспективной экспозиции представлены произведения на тему войны, в том числе авторский вариант картины «Фашист пролетел», полотно «Трактористки»; детские портреты; портретная галерея выдающихся художников ХХ века; иллюстрации к поэме Н.Некрасова «Мороз, Красный Нос»; православные сюжеты, выполненные в технике акварели и гуаши.

А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области) в семье иконописцев. Уже в детстве он решил для себя, что будет живописцем, но его путь к живописи был долог и сложен. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С.М.Волнухину. посещал занятия по живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова. А.М.Корина. Л.О.Пастернака, постигая лучшие традиции национальной художественной школы.

Возвратившись в родное село, Пластов много работает, создает огромное количество эскизов и этюдов. Запечатленные в них наблюдения – «непререкаемые свидетели живой жизни» служили подготовительным материалом для будущих картин. От правды факта художник шел к высокой правде поэтического обобщения, «к постижению внутренней сущности и строя вещей и к умению найти в жизни самое главное, … то зерно бытия, без которого нет настоящего искусства, а лишь бездушный, зеркальный натурализм».

Уже с середины 1930-х годов Пластов участвовал во всех крупных выставках, и его крепкая, плотная, сочная живопись покорила всех. В знаменитой картине «Купание коней» (на выставке представлен эскиз, имеющий все достоинства будущего полотна), проявилось умение художника построить динамичную композицию, «вылепить» цветом и светом фигуры, сложно разработать красочную гамму. Но главное, в ней он передал ощущение жизни как праздника, где человек и природа нераздельны и существуют в полной гармонии друг с другом.

А.Пластов был уверен в том, что жизнь есть истинный источник искусства. Он активно осуществлял свою мечту – «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Сенокосы и жатвы, гумна с хлебом, стада, пастухи и трактористы - в каждом сюжете художник воспевал труд, в котором он сам участвовал всю жизнь. Художник никогда не отделял себя от крестьянского мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного в его полотнах.

В жанровых картинах послевоенных лет художник решал сложные живописные задачи, усиливая и обостряя звучание красок. Однако, при всей яркости и насыщенности колорита, его любимые цветовые сочетания были связаны с постоянными наблюдениями живой природы. Пейзажи Пластова, передающие сияющие краски осени, многоцветную щедрость лета, буйное цветение лугов, пронизаны чувственным ощущением той силы жизни, которую природа отдает человеку.

Этюд стал основой и для портретного жанра художника. В портретах нескольких поколений односельчан переданы лучшие черты национального русского характера. Художнику удалось запечатлеть большой пласт народной жизни, значительно более широкий, чем судьба конкретного человека. Хороши детские портреты, подкупающие непосредственностью и в то же время серьезностью отношения к окружающему миру.

В своих работах Пластов шел от сиюминутного к вечному, конкретные жизненные сюжеты приобретали у него поистине метафорический смысл. Стремление увидеть за простыми явлениями повседневного крестьянского быта глубокий философский смысл характерны для последних работ художника.

До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не изменяя раз и навсегда избранной теме. Его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.

Выставка открыта в Галерее искусств (Пречистенка, 19) с 1 февраля по 10 марта 2013 года



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo