joomla

Соколиная охота царя Алексея Михайловича


На территории Коломенского воссоздан комплекс Соколиного двора, где работает экспозиция «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», посвященная многовековой традиции русских великих князей и царей – соколиной охоте, которая достигла наивысшего расцвета в России в царствование Алексея Михайловича. Это была наилучшая по качеству и наикрупнейшая по количеству придворная соколиная охота в Европе.

DSC 6322Соколиный двор представляет собой хозяйственный комплекс, предназначенный для содержания ловчих птиц. Во второй половине XVII в. при царском дворце в Коломенском находилась кречатня, на которой содержались ловчие птицы: разные виды соколов и ястребов, участвовавших в «птичьей потехе».
Реконструкция Соколиного двора сделана на основе архивных материалов. Комплекс решен по типу крестьянских усадеб характерных для села Коломенского. В качестве аналога для основного здания взят сельский дом, который по времени постройки восходит к первой половине – середине XIX в.

Соколиный двор состоит из дома и огороженного двора, где расположены крытые вольеры для содержания ловчих птиц. Соколиные дворы строились ближе к воде, месту обитания различных видов птиц, которых специально отлавливали для обучения охоте молодых ловчих птиц и тренировок взрослых – соколов, кречетов, сапсанов, копчиков и ястребов в самом большом специальном загоне внутреннего двора.
Экспозиция, расположенная в доме, построена в виде раскрытой книги, каждая часть которой – это отдельный лист, повествующий, например, о деятельности Приказа тайных дел, в непосредственном подчинении которому находилась царская охота, или о небесном покровителе соколиной охоты – Святом Великомученике Трифоне.
Посетителям предлагается подробный и увлекательный рассказ – начиная от истории соколиной охоты в России с XV века и всем, что с нею связано, и заканчивая современной топонимикой Москвы: Сокольники, Ширяевские улицы (Ширяй – любимый сокол царя Алексея Михайловича), Соколиная гора и т.п.
В витринах представлен ряд подлинных экспонатов и предметов: коллекция изразцов XVII – XIX вв., украшенных росписями на соколиную тему, охотничья амуниция, чучела птиц тех видов, которые участвовали в соколиной охоте.
Посетители экспозиции смогут посмотреть фильм на тему соколиной охоты.
Неотъемлемой частью экспозиции являются живые ловчие птицы: соколы-балoбаны и ястребы-тетеревятники – наиболее распространенные виды, участвовавшие в соколиных охотничьих потехах царя Алексея Михайловича на территории излюбленного им села Коломенского.

Экспозиция рассчитана на широкий круг посетителей музея-заповедника и несёт в себе познавательную и образовательную функцию.

Режим работы: вторник-пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00.
Проведение экскурсий для сборных групп посетителей осуществляется по субботам, воскресеньям и в праздничные дни в 12.00, 13.00, 14.00.
Для посетителей организована новая услуга по фотографированию с ловчими птицами на Площади Вознесения Господня по субботам, воскресеньям и праздничным дням с 12.00 до 15.00.



Конюшенный двор


Усадебный дом с экспозиционными помещениями и шорной мастерской, сарай для хранения упряжи и повозок, комплекс рабочей конюшни, включающий в себя саму конюшню, кузницу, сеновал и домик обслуживающего персонала – все эти постройки являются объектами единого комплекса Конюшенного двора.

02-MOS 2830 SlayderСуществующая экскурсионная программа по Конюшенному двору знакомит посетителей с историей зарождения и развития конного дела на Руси, с практикой выведения известных русских пород лошадей. Новый музейный комплекс – «Усадьба конюха» (главный дом, сарай для упряжи и повозок) позволяет рассказать о сельском коневодстве и истории его развития.
За основу «Усадьбы конюха» были взяты исторические здания села Коломенского, не сохранившиеся до настоящего времени. Главный дом является реконструкцией исторического здания, находившегося в бывшей деревне Садовники на ул. Садовая Слобода, д.34, и воссозданного по имеющимся архивным текстовым материалам, фотоматериалам и сохранившимся планам БТИ.


Так как основным занятием жителей села Коломенского было огородничество интенсивного типа, то для занятия извозным промыслом нанимались работники. В конце XIX – начале ХХ веков в Коломенском не было безлошадных семей. По количеству лошадей и крупного рогатого скота среди селений Нагатинской волости, Коломенское обладало самым большим количеством, поэтому в каждой усадьбе обязательной хозяйственной постройкой во дворе была теплая конюшня.
Лошадей использовали для выезда, для сельскохозяйственных работ и как гужевой транспорт. Зажиточные крестьяне держали ломовых лошадей и с помощью наемных рабочих занимались организацией гужевых перевозок, что приносило дополнительный доход.


В Коломенском, как и во всей России, всегда ценилась работа шорника, так как красивая и дорогая упряжь была лицом хозяина. Шорники в Коломенском были приезжими людьми, снимающими комнаты. Они изготовляли из кожи ременную упряжь, конскую сбрую упряжную и верховую, хомуты, шлеи, вожжи, седла, отделывали экипажи, а также ремонтировали всю кожаную амуницию для лошадей. О значимости работы шорника говорили: «Шорник – полковник, портной – майор».
Цель экспозиции – познакомить посетителя с традиционными принципами устройства жилища крестьянина конца ХIХ – начала ХХ в., занимающегося лошадьми, продемонстрировать зрителю один из аспектов жизни крестьянской усадьбы, связанный с образом коня – главного помощника в хозяйстве.

МГОМЗ на сегодняшний день является крупным культурно-образовательным центром, каждый год специалистами разрабатывается ряд новых увлекательных экскурсионно-художественных программ, дающих представление о народных праздниках, традициях, крестьянском быте, жизни обитателей царских хором и мн. др. направленных, прежде всего, на поддержание интереса у посетителей музея к истории России.



Усадьба коломенского крестьянина


В комплекс Усадьбы коломенского крестьянина входят дом и отдельные хозяйственные постройки традиционного крестьянского двора: конюшня, в которой содержатся лошадь и корова, птичник с курами, амбарушка («избушка», «избёнка») для хранения зерна. На примере огорода и сада, разбитых на территории двора, представлены основные земледельческие занятия коломенских крестьян. Жилой дом воссоздан по сохранившимся архивным документам и фотографиям крестьянской избы конца ХIХ – начала ХХ веков из села Коломенского. В экспозиции, находящейся в доме, на основе предметов быта, фотографий и архивных документов воссозданы образы повседневной жизни коломенских крестьян конца XIX – начала XX веков, в которой соединялись старинные деревенские традиции и городские новации, высокие духовно-нравственные качества и предпринимательская жилка местного населения.

10-MOS 5184В селе Коломенском и окрестных деревнях и селах: Дьякове, Садовой слободе и др. – основу крестьянского хозяйства составляли огородничество и садоводство. Крестьянские наделы были невелики, поэтому не оставалось ни одного клочка необработанной земли. На огородах выращивали капусту, огурцы, морковь, свеклу, репу, картофель, в садах – клубнику, малина, крыжовник. Свежие овощи и ягоды продавали на московских рынках. Главным промыслом в селе Коломенском была засолка капусты и огурцов. Крестьяне заготовляли их тоннами и торговали как в розницу, так и оптом. Знаменитую квашеную капусту «коломенку» с тмином, лимоном и барбарисом поставляли даже к императорскому столу. Крестьянские хозяйства в Коломенском в основном были зажиточные. На усадьбах крестьян стояли добротные дома и хозяйственные постройки: конюшни, амбарушки, погреба.
В конце ХIХ – начале ХХ веков с проникновением городской культуры в крестьянскую жизнь начинает изменяться традиционная планировка и интерьер жилища: устанавливаются перегородки, перестраиваются печи, отделяются кухни. Наряду с традиционной утварью, так называлось в русской деревне «все движимое в доме, жилище», которая накапливалась в хозяйстве десятилетиями, если не столетиями, в быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: комоды, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла. Убранство избы пополнилось зеркалами, часами, фотографиями в рамках, чайной и столовой фарфоровой и фаянсовой посудой.



Усадьба кузнеца


usadby-300x188«Усадьба кузнеца» (дом кузнеца и действующая кузница) на территории Этнографического центра

В комплекс усадьбы входят: усадебный дом кузнеца, усадебный дом сына кузнеца, кузница и сарай.

В XIX – начале XX в окрестностях села Коломенского было несколько кузниц. Кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия и детали, инструменты для столярных и плотничных работ, предметы крестьянского быта: котлы и сковороды, таганы и ухваты, ножи и ножницы, светцы и подсвечники, окованные металлом сундуки. Если от орудий труда требовались, прежде всего, прочность и удобная рациональная форма, то к домашней утвари заказчики предъявляли дополнительные требования: они хотели иметь не только удобные, но и красивые изделия. Значительная часть кованных из железа работ предназначалась для включения их в архитектуру. Оконные проемы закрывались ажурными решетками, кровли – подзорами, украшенными просечным узором. Для деревянного дома из железа кузнецами делались дверные петли, замки, дверные ручки и кольца, различные гвозди.

В доме кузнеца развернута экспозиция, которая знакомит посетителей с предметами повседневного быта из металла XVII – начала XX вв. и особенностями быта ремесленника конца XIX – начала XX вв. в пригороде Москвы.
В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или оковать сундук, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы. Осенний день памяти святых покровителей кузнечного ремесла свв. Космы и Дамиана – 1 ноября – Кузьминки, относился к числу девичьих праздников. Девушки отмечали его широко с играми, ухаживанием и «жениханьем».
Посетители этнографического комплекса смогут принять участие в экскурсионно-художественных программах «Коломенские посиделки», «Старинная русская свадьба», «У наших ворот всегда хоровод» и других, а также в музейных занятиях, на которых будут иметь возможность познакомиться с укладом жизни коломенских мастеров и их домочадцев и освоить несколько традиционных русских ремесел.

На территории усадьбы для посещения открыта действующая кузница, в которой воссоздано устройство небольшой универсальной кузницы: горн, сложенный из камней или кирпича с железным вытяжным зонтом , двурогая наковальня, тиски и инструменты: несколько ручников, кувалда, клещи с разными губками, зубила. При помощи этого нехитрого инструмента современные искусные мастера на глазах посетителей создадут уникальные образцы кузнечного искусства, которые все желающие смогут приобрести.



Медовое Коломенское


Экспозиционный комплекс «Медовое Коломенское» включает Усадьбу пасечника и Аптекарский огород.

«Усадьба пасечника», находящаяся на территории музея-заповедника, отражает основные черты русского пчеловодства и быта пчеловода. Пчеловодный промысел Руси – один из самых древнейших. Его истоки восходят к ранней истории человечества. В состав русской крестьянской усадьбы пасечника входит дом хозяина, где он проживал с семьей, хозяйственные и земельные угодья с плодовыми деревьями и медоносными травами. Экспозиция состоит из двух залов: «История пчеловодства» и «Крестьянская изба».

MOS5126Зал № 1 «История пчеловодства»

Экспозиционная площадь – 33 кв.м

В зале представлена пчеловодная деятельность русского пасечника конца XIX – начала XX вв. Здесь показаны первые неразборные и разборные ульи: колода, дуплянка, ульи Прокоповича и Дадана, разборная колода Мочалкина.

На подиуме и лавках находится оборудование пчеловодства: медогонка, воскотопка, нож пчеловода, дымари, рамки с восковыми сотами, лицевая сетка, одежда пчеловода.

Посетители могут ознакомиться с информацией о 2-й передвижной выставке пчеловодства (1894 г.), расположенной на курсировавшей по Москве-реке и Оке барке с длительными стоянками в Коломенском.

Зал № 2 «Крестьянская изба»

Экспозиционная площадь – 23,7 кв.м

Зал представляет собой жилое помещение, характерное для крестьян Московской губернии рубежа XIX-XX веков. В соответствии с традицией слева от входа выложена русская печь. Вдоль стен – деревянные лавки, в их числе лавка «коник», используемая хозяином дома, и лавки, предназначенные для работы женщин и приема гостей.

Слева от печи, в «бабьем куту» – полки с домашней утварью и полотенцами. На них стоят крынки, туеса, решето, горшки.

В красном углу – икона с изображением покровителей пчеловодства Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. По преданию именно они первыми принесли медоносную пчелу в набалдашнике трости на Соловецкие острова.

На приусадебном участке, около ульев, растут медоносные растения – деревья, кустарник, цветы, травы, обеспечивающие пчелам полноценный корм.

Аптекарский огород

Аптекарский огород воссоздан на историческом месте (известен с XVIII в.), на нем произрастают целебные и медоносные растения.

В рамках экспозиции для детей проводятся различные экскурсии и экскурсионно-художественные программы, например, «Пчелиная семейка».



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo