joomla

Вехи истории Коломенского


Уникальное собрание музейных предметов повествует о судьбе Коломенского и его окрестностей с древнейших времен (5-3 тыс. до н.э.) до начала XX в.
В залах музея впервые представлены археологические находки, свидетельствующие о том, что Коломенское – одно из древнейших населенных мест на территории современной Москвы. В течение тысячелетий по берегам нижнего течения Москвы-реки жили, сменяя друг друга, первобытные охотники каменного века, скотоводы и земледельцы эпохи «раннего железа» (дьяковская археологическая культура), славяне-вятичи.

vehi01-150x150В 1336 г. начинается письменный период истории Коломенского. С XIV столетия до конца XIX в. и само село и окружающего его территории были владением государей. Истории Коломенского как государевой усадьбы посвящена основная часть экспозиции. С Коломенским XVI века знакомят археологические находки, изразцы, предметы вооружения и снаряжение русского воина, старопечатные и рукописные книги, иконы, в том числе связанные со временем и личностью Иоанна Грозного.

Особое значение в истории Коломенского имеет XVII век – время наивысшего расцвета государевой резиденции. На экспозиции представлена модель деревянного дворца царя Алексея Михайловича, простоявшего в Коломенском сто лет (1666-1767 гг.). Подлинные предметы XVII в.: иконы, книги, утварь, портреты царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны – позволяют представить дворцовую жизнь времени «отца Петра Великого». В исторических помещениях Приказных палат можно увидеть единственную в Москве реконструкцию интерьера дворцовой канцелярии второй половины XVII века.
В Органной палате, расположенной в среднем ярусе Дворцовых ворот, экспонируется уникальная коллекция механизмов башенных часов XVII – XIX вв. Среди представленных памятников древнейший сохранившийся механизм русской работы (1539 г.).

История Коломенского в XVIII – XIX вв., дворцы и дворцовая жизнь, царственные владельцы (Петр I, Екатерина II, Александр I), детали убранства и утварь из храмов Коломенского и его окрестностей, а также жизнь и быт крестьян Коломенской волости представлены в Палатах над ледниками (Полковничьи палаты).
В помещениях отреставрированных подвалов ледников XVII века впервые представлена уникальная коллекция белокаменных архитектурных деталей XVII – XVIII вв., среди которых – белокаменный декор львиных ворот в Московском Кремле, Сухаревой башни, разрушенных московских храмов.

В двух последних залах комплекса дворцовых ворот размещена экспозиция, посвященная памятникам церковного искусства, собранным и сохраненным в музее. Коллекция икон с изображениями древнерусских городов и монастырей, русских святых была собрана архитектором-реставратором П.Д.Барановским в первый период существования музея. Данные иконы дают современным людям уникальную возможность перенестись в прошлое, увидеть знаменитые города и монастыри глазами людей XVI – XIX вв., служат важнейшим источником для исследователей древнерусской архитектуры и реставраторов.

Прообразом экспозиции «Золотая кладовая» послужили ризницы и церковные древлехранилища, в которых в течение столетий сохранились древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, церковные облачения, выносные кресты. Традиция использовать в церковном искусстве драгоценные материалы восходит к глубокой древности. Золото, серебро, драгоценные камни, над которыми не властно время, воспринимались как материалы, причастные вечной, божественной жизни, сияющие нетленным светом. Золото на Руси всегда было большой редкостью, поэтому даже в церковном обиходе чаще использовались серебро с позолотой. В «Золотой кладовой» Коломенского можно видеть иконы и выносные кресты XVI – XVII вв., украшенные басмой, тонкими чеканными пластинами золоченного серебра, богослужебные книги, «окованные» серебром.

На экспозиции представлены церковные облачения, покровцы и пелены, изготовленные из дорогих узорных тканей, привезенных с Востока и из стран южной Европы.
С XVII века в убранстве русских храмов стали широко использоваться золоченая резьба по дереву: резные иконостасы, киоты для икон, архитектурные детали. Для их золочения использовалось «сусальное золото» – тончайшие пластины золотой фольги, которые накладывались на подготовленную деревянную основу.
Деревянная скульптура, детали иконостасов, книги и иконы, другие предметы церковного обихода, собранные музейными сотрудниками в непростые для церковного искусства 20-30-е годы XX в., бережно сохраненные и отреставрированные в музее, не только удивляют современного зрителя высочайшим уровнем мастерства древних художников, блеском золота и серебра, но и дают возможность погрузиться в особую, по-своему таинственную, атмосферу средневековья, ощутить себя причастным к мыслям и чувствам наших предков.



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo