joomla

«Развитие жизни на Земле»


Экспонаты: Строматолиты, Отпечатки панцирей ракоскорпионов, Морской ёж археоцидарис, Морские лилии, Слепок скелета динозавра дейнониха, Слепки черепов игуанодона и тарбозавра.

Это самый новый и один из наиболее красивых залов музея. Экспозиция «Развитие жизни на Земле» создана на современном научном и художественном уровне и не уступает лучшим зарубежным музеям. Она начинается с темы «Макроэволюция», где даны основы этого раздела современной эволюционной теории. Одна из витрин посвящена главным направлениям эволюции — биологическому прогрессу и биологическому регрессу. В ней находятся экспонаты, иллюстрирующие различные способы достижения биологического прогресса по классическим трудам академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена. В другой витрине демонстрируются разные формы эволюции целых групп организмов на примерах птиц, тропических бабочек, мадрепоровых кораллов, моллюсков, роющих млекопитающих, безногих ящериц и змей. Здесь же показана филетическая (последовательная) эволюция на примере отряда хоботных млекопитающих.

15zalВ разделе «Живые ископаемые» показаны реликтовые виды растений и животных, сохранившиеся с древнейших времён до наших дней. В их числе мечехвост, наутилус, панцирная щука с Кубы, осетровые рыбы, ветки араукарий, гинкго, секвойи. Для сопоставления многие из них выставлены рядом с окаменелостями близких ископаемых видов.

Основная часть зала занята красочными макетами палеоландшафтов, в которых можно увидеть растения и животных, характерных для каждого геологического периода начиная от вендского (650 млн лет назад) до антропогенового (он начался 2 млн лет назад и продолжается сейчас). Все представленные здесь животные и растения — это научные реконструкции, сделанные в уменьшенном масштабе (1:50) на основе изучения сохранившихся останков. Их названия даны в пояснениях под макетами.

В витринах ниже макетов расположены палеонтологические экспонаты. Почти все они — подлинные окаменелости. Среди них много редких образцов из Подмосковья и других мест, есть и уникальные по сохранности (например, морские ежи и лилии). Только небольшая часть экспонатов — это слепки, сделанные с оригиналов, хранящихся в Палеонтологическом институте РАН (в том числе черепа динозавров — игуанодона, тарбозавра, протоцератопса и некоторых других). В центре зала в стеклянной витрине находится слепок скелета дейнониха — небольшого хищного динозавра, жившего в юрском периоде мезозойской эры, более 140 млн лет назад.

Зал построен в 2002 году. Автор экспозиции — М. В. Касаткин, ведущий художник — Е. М. Голубятникова.

В зале проводятся экскурсии «Развитие органического мира» для старшеклассников и экскурсии для малышей «В мире древних животных», «Обитатели древних морей», «Удивительные динозавры», «Эволюция млекопитающих» с использованием мультимедийных и интерактивных средств и демонстрацией фрагментов видеофильмов о вымерших животных.



«Основы генетики»


Экспонаты: Наследование окраски цветков гороха (модель). Закон единообразия гибридов первого поколения и закон расщепления, Наследование окраски коконов у тутового шелкопряда, Наследование окраски шерсти у ягнят и лис, Наследование признаков, сцепленных с полом у кур породы Московская мясо-яичная.

z15Экспозиция знакомит с фундаментальными открытиями в области науки о наследственности и изменчивости. Представлены схемы опытов выдающегося чешского учёного Грегора Менделя, который первым сформулировал законы наследования признаков в 1865 году, проводя опыты на горохе. Показаны портреты трёх учёных из разных стран: К. Корренса (Германия), Э. Чермака (Австрия), Г. де Фриза (Голландия), которые в 1900 году пришли к аналогичным с Г. Менделем выводам. 1900 год считается годом рождения генетики, когда была доказана не только правильность открытых законов, но и их универсальность.

В экспозиции представлены закономерности наследования признаков у разных растений и животных. Демонстрируется проявление закона сцепленного наследования, открытого на плодовых мушках дрозофилах американским ученым Т. Морганом. В экспозиции рассказывается о большом вкладе в развитие генетики советских учёных. Н. К. Кольцов развил идею о хромосоме как сложном высокомолекулярном полимере, обладающем свойством самовоспроизведения, С. С. Четвериков разработал генетико-математические методы изучения популяций, а А. С. Серебровский установил делимость гена и разработал теорию его строения.

В экспозиции показана модель молекулы ДНК, пространственная структура которой (двойная спираль) была открыта в 1953 году американским ученым Д. Уотсоном и английским ученым Ф. Криком.

Экспозиция знакомит с различными типами взаимодействия генов на примерах наследования окраски шерсти у мышей, лис и овец, наследования опушённости семян хлопчатника, наследования окраски коконов тутового шелкопряда. Большое внимание уделено генетике пола, в том числе показаны внешние различия самок и самцов у птиц, различия мужских и женских особей у двудомных растений, различное соотношение полов в популяциях рыб. Имеется раздел, посвященный закономерностям изменчивости растений и животных.

Первая экспозиция по генетике появилась в Биологическом музее в 1926—1927 годах. Она иллюстрировала классические работы Г. Менделя и Т. Моргана, а также результаты экспериментальных опытов по скрещиванию дрозофил, аксолотлей, крыс и морских свинок. Уже тогда в ней выделялись разделы «Материальные (хромосомные) основы наследственности», «Сцепленное наследование и кроссинговер», «Генетика пола», «Генетика человека и евгеника». Экспозиция несколько раз заново перестраивалась. На августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года генетика была объявлена «буржуазной лженаукой», и только что восстановленная после войны экспозиция была уничтожена. Лишь в конце 1960-х годов она вновь стала демонстрироваться в Биологическом музее. Ныне действующая экспозиция «Основы генетики» создана в 1973 году. Авторы экспозиции — С. А. Кулешова и Т. А. Вишневская, ведущий художник — В. Н. Кузнецов. В 2002 году экспозиция была обновлена (авторы версии — Н. М. Иванникова, Е. Л. Железная).

Витрина «Изменчивость»: Мутация курчавости у курицы, Индивидуальная изменчивость окраски оперения у турухтанов.


Экспозиция зала рассказывает о нормальных признаках человека и признаках наследственных заболеваний. Обсуждаются вопросы наследования цвета глаз, волос, групп крови, а также таких заболеваний, как альбинизм, дальтонизм, гемофилия, синдром Дауна и некоторых других. Экспозиция «Генетика человека» была создана в 1973 году С. А. Кулешовой и Т. А. Вишневской. В 2007 году экспозиция была обновлена Н. М. Иванниковой и А. П. Авчуховой. В залах 15 и 16 проходят экскурсии по темам «Основы генетики» и «Генетика человека». В отдельной части экспозиции проводятся сменные выставки, рассказывающие о выдающихся ученых — генетиках, эволюционистах, палеонтологах, натуралистах.



«Происхождение и становление человека»


Экспонаты: Сравнительно-анатомические доказательства происхождения человека, Синантропы, мужчина (реконструкция М. М. Герасимова, 1949 г.) и женщина (реконструкция М. М. Герасимова, 1938 г.), Мужчина из Араго (реконструкция Г. В. Лебединской, 1987 г.), Мужчина из Схул (реконструкция М. М. Герасимова, 1960 г.) и Женщина из Дольни Вестонице (реконструкция М. М. Герасимова, 1968 г.), Биогруппа «Лось и медведь».

11zalЭто единственный в музее зал с расписным потолком. По замыслу авторов и в силу архитектурных особенностей зал представляет собой пещеру первобытного человека. На потолке представлены фрагменты пещерной (наскальной) живописи. Экспозиция зала посвящена появлению и развитию теории естественного происхождения человека из мира животных. Большой вклад в решение этой проблемы внёс английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. В 1871 году вышла его основополагающая книга «Происхождение человека и половой отбор». В ней, опираясь на данные различных биологических дисциплин, он привёл доказательства родства человека с животными, особенно с человекообразными обезьянами, и определил место человека в системе органического мира.

Изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных входит в сферу исследования антропогенеза — процесса происхождения человека, становления его как биологического вида. Прямые доказательства — костные остатки ископаемого человека и его предшественников. Косвенные доказательства наиболее многочисленны. К ним относятся сравнительно-анатомические, физиологические, биохимические, генетические, сравнительно-эмбриологические доказательства, а также исследование рудиментарных органов и атавизмов.

В экспозиции представлена схема эволюции приматов и ряд экспонатов, демонстрирующих сходство и различия в строении человека и человекообразных обезьян.

Основные экспонаты — антропологические реконструкции, большинство из которых создал отечественный учёный М. М. Герасимов, вошедший в историю мировой науки как автор метода пластической реконструкции. Он впервые доказал, что по черепу можно восстановить облик человека и добиться портретного сходства. В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.
Выделяют четыре условных стадии антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:
австралопитеки — предшественники человека,
архантропы — древнейшие люди,
палеоантропы — древние люди,
неоантропы — человек современного типа.

Зал построен в 1982 году. Автор экспозиции — А. И. Клюкина, художник — М. М. Рожков. По залу проводится экскурсии «Жизнь древнего человека» и «Происхождение и становление человека». Потолок зала расписан художником М. М. Рожковым. Использованы фрагменты палеолитических росписей из пещер Альтамира (Испания), Пещера трех братьев (Франция), Ляско (Франция), Тассилин (Алжир).



«Подводный мир в волшебных шарах»


Экспонаты: Крылатка (Pterois antennata), Кузовок-кубик (Ostracion cubicus), Пиранья (Pygocentrus nattereri), Полосатый брызгун (Toxotes jaculatrix), Золотая рыбка (Сarassius auratus auratus).

Экспозиция зала посвящена обитателям подводного мира — здесь рыбы, медузы и другие водные животные заключены в стеклянные шары, словно в аквариумы.

12zalПервоначально экспозиция задумывалась как временная выставка, посвящённая миру гидробионтов, то есть животных, обитающих в воде. Однако в первые же месяцы работы выставка обрела такую популярность, что было принято решение оставить её в качестве постоянной экспозиции. Секрет такой популярности прост. Традиционные способы фиксации водных животных, как правило, приводят к почти полной потере окраски, даже самые яркие и пёстрые тропические рыбы, будучи заспиртованными, выглядят серыми и унылыми. На выставке же использовалась принципиально новая методика, которую разработал профессор кафедры биоэкологии и ихтиологии Московской государственной технологической академии, доктор биологических наук А. Е. Микулин. Экспонаты, обработанные по этой методике (а это более тридцати видов морских и пресноводных рыб и некоторые беспозвоночные), заключены в прозрачные стеклянные шары, наполненные бесцветным фиксирующим раствором — авторской разработкой профессора Микулина.

Метод обработки и состав раствора позволяют наиболее полно сохранить рисунок и расцветку рыб, благодаря чему экспонаты выглядят очень натурально. Суть метода заключается в том, что рыбы бальзамируются рядом многокомпонентных растворов и фиксируются в конечном желеобразном компоненте. Первый раствор предназначен для усиления естественной окраски рыбы и удаления с поверхности её тела слизи. Второй раствор усиливает жёсткость плавников рыбы, стабилизирует окраску.

В ходе многолетней работы автор опробовал более 2000 композиций фиксирующих составов. В результате удалось достаточно близко подойти к оптимальному методу фиксации целого ряда гидробионтов: представителей карповых, сомовых, окунеобразных, медуз, некоторых видов червей, а также таких мелких животных, как коловратки.

В зале можно увидеть рыб коралловых рифов, рыб пресных тропических водоёмов, а также наиболее популярные аквариумные виды и некоторые виды средней полосы России. Экспозицию дополняют аквариум с живыми пресноводными рыбами и тритоном, террариум с водными красноухими черепахами, а также анималистические скульптуры — бронзовая пиранья и рыба-мандаринка. Два последних можно трогать, что даёт возможность посетителям с ограниченными возможностями максимально близко и совершенно безопасно познакомиться, например, с острыми зубами пираньи. Скульптуры снабжены этикетками, написанными шрифтом Брайля.

Экспозиция открыта для посетителей в 2000 году. Авторы экспозиции — М. Г. Лашко и О. А. Зубарева, художники — В. И. Пагнаев и Г. Н. Филатов.

По залу проводится экскурсия «Подводный мир в волшебных шарах», рассчитанная на детей младшего и среднего школьного возраста; по желанию экскурсия может быть адаптирована для более взрослых посетителей.



«Основы эволюционной теории»


Экспонаты: Белая куропатка зимой и летом, Географическая изменчивость обыкновенной белки, Белка-альбинос и ёж-альбинос, Голуби, Эволюционное древо лошадиных, Диорамы.

Это один из самых красивых залов музея, построенный в 1959 году к юбилею Ч. Дарвина и его знаменитой книги «Происхождение видов». Он оформлен в классическом художественном стиле, характерном для середины ХХ века. Это первая в России экспозиция по дарвинизму, удачно сочетающая принципы научности и наглядности. Она раскрывает основные положения эволюционного учения выдающегося английского учёного-естествоиспытателя Чарльза Дарвина, который впервые объяснил причины изменяемости и многообразия видов, целесообразности и гармонии в природе, доказал необратимость развития природы. Его идеи выдержали проверку временем и легли в основу современной теории эволюции.

10zalЭкспозиция начинается с характеристики исторических условий, в которых создавалась эволюционная теория, и кратких биографических сведений о Ч. Дарвине. В зале представлены портреты выдающихся эволюционистов, карта кругосветного путешествия на корабле «Бигль», которое сыграло решающую роль в развитии взглядов Дарвина, а также оригинал первого русского издания книги «Происхождение видов путём естественного отбора…» (1864) с изложением основ его теории.

В разделе «Изменчивость» показаны причины и две основные формы изменчивости. Индивидуальная или мутационная изменчивость — основной поставщик исходного материала для эволюции. Различные проявления массовой или средовой изменчивости (экологическая, географическая, возрастная, сезонная) являются результатом эволюции и способствуют лучшему выживанию организмов в различных условиях.

Раздел «Искусственный отбор» знакомит с исходными дикими видами и выведенными от них человеком разнообразными породами кур, голубей, норок; сортами моркови, крыжовника, роз.

Механизм естественного отбора, основанного на вымирании менее приспособленных к среде организмов, показан на примере «индустриального меланизма» у бабочки берёзовой пяденицы в Англии. Результатом естественного отбора является возникновение приспособлений у животных и растений, способствующих выживанию и успешному размножению: покровительственной или предупреждающей окраски, специфической формы тела, демонстративного или маскирующего поведения, огромной плодовитости или заботы о потомстве и тому подобного.

Важной составной частью естественного отбора является борьба за существование, которая включает в себя взаимодействие организма со средой, а также межвидовые и внутривидовые взаимоотношения. Сложность взаимоотношений между организмом и окружающей средой раскрывают диорамы: «Птичий базар», «Смешанный лес», «Песчаная пустыня».

Часть экспозиции посвящена проблемам вида и видообразования, которые являются одними из наиболее важных вопросов эволюционной теории.

Экспонаты зала, раскрывающие отдельные теоретические положения на конкретных примерах, дополнены многочисленными биогруппами, расположенными на подиуме единым поясом, которые показывают животных в естественной природной обстановке.

Авторы экспозиции Т. А. Вишневская и Р. В. Никитина, ведущие художники В. А. Стенберг, С. В. Стенберг.

В зале проводится экскурсия «Основы эволюционной теории» для учащихся старших классов и студентов, а также экологические экскурсии для младших школьников: «Разнообразие природы», «Жизнь леса», «Жизнь пустыни», «Пищевые связи в природе».



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo