joomla

Путешествие в Рязань

Для нашей ежегодной летней поездки мы выбрали Рязань. С кем ассоциируется рязанская земля? Мне со старшими детьми (12 и 14 лет) прежде всего, вспомнился Евпатий Коловрат и "Повесть о разорении Рязани Батыем". А еще Сергей Есенин, Иван Павлов и Салтыков-Щедрин, который был 2 года вице-губернатором Рязани. У нашего папы Рязань ассоциируется исключительно c косопузами. Я и слова-то такого не знала. Оказалось все просто – рязанцев действительно раньше так называли за манеру засовывать топоры за кушак под тулуп. Топор перетягивает, под тулупом особо не разберешь что там, вот и получается косопузая фигура.

В полдень среды в конце июня мы выехали из дома. Доехали быстро. Памятник огурцу в Луховицах посмотрели из окна.
Сначала мы решили поехать в Константиново, так как поворот на это село за несколько километров до Рязани. Ехали по указателям без каких-либо трудностей. Перед кассой музея большая парковка. Экскурсию нам заказать не удалось – все экскурсоводы были заняты. Не знаю, всегда ли там так, или просто мы так попали – народу было очень много, проходил фестиваль народной песни, так что гуляли мы по Константиново под музыку.
Сразу хочу сказать, что в Константиново очень красиво. Село расположено на высоком берегу Оки, внизу пристань, к ней ведет длиннющая лестница. Небольшая березовая роща, цвел жасмин. Словом погуляли мы там очень хорошо, тем более что погода была совсем летняя. Что касается музеев, то в основном все построено заново и особо нового мы ничего не узнали. Обычная обстановка конца 19 – начала 20 веков. Мы были в земской школе - для посещения открыты 2 класса и коридор; усадьбе Есениных - изба-времянка, в которой жила семья Есениных после пожара 1922 года (из чего я делаю вывод, что сам поэт к этой избе особо отношения не имел); за избой на аллее хозяйственные постройки, которые можно осмотреть снаружи. Прямо напротив избы – церковь Казанской иконы Божией Матери.
Зашли в музей поэмы "Анна Снегина", который расположен в усадьбе последней владелицы Константиново. Есенин жил в этом доме в гостях у помещицы.
Приехали.
Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином
Плетневый его палисад.
И еще зашли в литературный музей, но там дочка уже устала и мы с ней пробежались от входа до выхода за 3 минуты, так что кроме посмертной маски, я и вспомнить особо ничего не могу.

Ночевали мы в Рязани у друзей. На второй день запланировали осмотреть всю Рязань. По какой-то непонятной традиции утром второго дня резко похолодало, и пошел дождь, который продолжался сутки. Гулять по городу в такую погоду малоприятно. Мы отправились в Рязанский Кремль и провели там полдня. Надо заметить, что музеи в Кремле работают по очень трудному графику – все музеи открыты только в субботу и воскресенье. Понедельник везде выходной. Далее выходные распределяются так:
Вторник – дворец Олега
Среда – Певческий корпус
Четверг – Архангельский собор, Гостиница Черни.
Пятница – Консисторский корпус
Мы были в среду.

Читала много отзывов, где пишут что Кремль и на Кремль-то не похож. Не знаю, вроде действительно стен нет (и как бы они были, если Кремль был деревянный), а, кажется что все огорожено. Мы заказали экскурсию по дворцу Олега (можно было заказать несколько экскурсий, но здраво оценив свои силы, мы не стали этого делать). У нас была замечательная экскурсовод Марина Викторовна. На первом этаже открыта экспозиция "От Руси к России", и хотя, мы бывали не в одном музее с подобной тематикой, рязанский вариант понравился очень. В зале много макетов – и изба, и кузница, и большой корабль, и макет старой Рязани. Все можно подробно рассмотреть. Шестилетней дочке очень понравилось, тем более что экскурсовод задавала ей вопросы, на которые дочка могла ответить. В целом мы просили экскурсию, ориентированную на старших детей. Еще на первом этаже есть озвученная диорама "Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 году", билет для ее включения надо купить в кассе. На втором этаже большой макет Кремля и экспозиция о жизни Рязани 16 -19 века. В Архангельском соборе проходят разные выставки, мы попали на "Симфонию красок".
Успенский собор – действующий. Огромный иконостас, а в остальном очень гулко и пусто.

Потом мы пошли в гостиницу Черни. Вообще-то сначала это был амбар, но в 19 веке его переделали под гостиницу. В этом корпусе проходила выставка "Российское воинство". От княжеских дружин до 20 века. Старшим очень понравилось, с младшей тоже удалось кое-что посмотреть. Вообще следует отметить, что все экспозиции в Кремле организованы на высоком уровне, чувствуется, что непросто наполняли витрины тем, что нашли. Смотрителей на "Русском воинстве" (и в других зданиях тоже) можно разговорить, приложив совсем немного усилий. Если честно, давно не встречала таких душевных смотрителей в массе, сопоставимо только с музеем В.М.Васнецова. Консисторский корпус – своеобразный Дарвиновский музей. Для малышей вообще прекрасно – все основное есть, а залов мало не устанешь. Рядом с Кремлем есть причал, можно поплавать по Оке на пароходике, но по причине дождя мы отказались от этой затеи. Обедать поехали в гипермаркет "Глобус" - пересечение Касимовского шоссе и ул. Советской армии. Там замечательный и недорогой "шведский стол" - в кавычках, т.к. в русском исполнении.

На следующий день мы пошли в музей-усадьбу И.П. Павлова. Заказали экскурсию, экскурсовод молодая девушка, рассказывала два часа, но мы даже не заметили, как пролетело время. Музей из двух домиков – в одном жила семья Павлова, другой – дом науки – дает представление о научной деятельности первого русского Нобелевского лауреата. Собак там немного – парочка, вид у них абсолютно не страшный.
Полезные ссылки:
www.museum-esenin.ru
www.ryazankreml.ru
pavlov.amr-museum.ru/russ/nav.htm

В заключение, хотелось бы обратить внимание на проблему Рязанского Кремля. Оказывается уже несколько лет идет борьба между музеем и церковью. Рязанский Кремль хотят передать церкви. Вы придете гулять на его территорию с коляской, газетой, если это произойдет? Ответ очевиден. Музей огромный, с большой экспозицией, большими фондами, перевод его в другое здание (я не поняла, есть ли оно в принципе) займет не один год. Музей организует очень много экскурсий и занятий для детей, в Кремле проходят праздники и Ёлки. Население Рязанской области более миллиона человек, представьте, сколько из них – дети. И представьте, по сколько лет идёт у нас реставрации музеев и театров – может вырасти не одно поколение детей. В Рязани создан общественный комитет в защиту "Рязанского историко-архитектурного музея заповедника", который проводит различные акции и в том числе собирает подписи под открытым обращением к президенту РФ.