joomla

Поездка в Радонеж и Сергиев Посад


Встреча нашей группы с экскурсоводом Ниной Ивановной произошла в Радонеже у памятника Сергию Радонежскому, сооруженного по проекту скульптора В.М. Клыкова. Памятник был установлен в 1988 году в честь 1000-летия крещения Руси и 600-летия со дня кончины преподобного Сергия.
Н.И. рассказала, как произошла судьбоносная встреча Варфоломея – отрока, слабого здоровьем и не блещущего в учебе, - со старцем-монахом. Именно это событие и стало темой памятника: на нем изображен старец, куполом держащий руки над головой отрока, словно пытаясь уберечь его.

В Радонеже часто бывал М.В. Нестеров. Художник работал над картиной "Видение отроку Варфоломею".
Н.И. показала место на холме возле источника и растущий на нем дуб. Именно тут Нестеров начал писать картину – остальное он дописывал уже в Абрамцеве. Позировала художнику деревенская девочка.

Спустившись к Святому источнику, мы увидели купель со святой водой:

"Загрузившись" в машины, мы направились к следующей "точке" наших интересов – к женскому монастырю в Хотьково. Там мы услышали, например, сразу несколько версий о том, как Хотьково получило свое название (мне особенно нравится вариант с историей о том, как на карету Петра I напали разбойники) и зашли в один из соборов.

Наконец мы прибыли в конечный пункт путешествия – в керамическую мастерскую.
Н.И. со своей помощницей усадили нас на скамьи вокруг длинного стола и угостили чаем с сушками и конфетами.
Пока публика утоляла голод, экскурсовод рассказывала о картинах, написанных художниками абрамцевского кружка – к примеру, о картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и других.

Нам продемонстрировали, какой звон издает посуда из обожженной глины в отличие от необожженных изделий.
Из глины также изготавливают светильники. Пригасив свет, Нина Ивановна показала, как такие светильники светятся в темноте:

Мастер-класс приблизительно сводился к следующему. Нам раздали глину. Размяв ее, мы должны были делать слепки с уже готовых форм. Можно было изготовить листик, украшенный бусинкой- "самоцветом"; выполненную по авторским эскизам композицию с рыбками; сову, льва, тигра, силуэт здания с надписью "Мураново" и т.д.

Последним номером нашей программы было "Оживление картин". Н.И. рассказала о трех картинах Васнецова: "Снегурочке" (Васнецов делал эскизы декораций и костюмов к одноименной опере Римского-Корсакова), "Алёнушке" и "Иване-Царевиче на Сером Волке".

Нескольких детей (двух мальчиков и троих девочек) переодели в костюмы.

Выйдя к зрителям на улицу, дети "перевоплощались" в персонажей картины – проникались их настроением и принимали соответствующие позы.

В завершении детей, участвовавших в переодевании, наградили маленькими призами-сувенирами:

На этом программа закончилась.

Дальше мы попытались проникнуть в знаменитый сергиево-посадский музей игрушки, но, к нашей вящей досаде (и к досаде еще нескольких десятков человек), он оказался закрыт:

В завершение - несколько слов для тех, кто захочет последовать нашему примеру.

Чтобы не связываться с автобусом и чувствовать себя свободно в последующих передвижениях, мы ехали караваном из нескольких машин. Так вот: путь от одной точки до другой был несколько запутанный, и надо же было такому случиться, что одну из машин затормозил гаишник… Конечно же, эта машина отстала, и у ее пассажиров были проблемы. В случае с автобусом этой опасности не будет.

Рассказ экскурсовода считаю выше всяких похвал.
Будьте готовы вот к чему: в мастерской нет туалета (нескольких человек экскурсовод куда-то водила, вроде бы в близлежащую школу), нет раковины и даже нет рукомойника, поэтому руки после лепки моют, поливая друг другу из ковшика.
Перевоплощение в картины - дело хорошее, но особенно рекомендую его на теплое время года, иначе не мудрено и замерзнуть (в качестве фона для картин служит уличный пейзаж возле выхода из мастерской).