joomla

Выставочный проект “Царские врата из коллекции музея-заповедника”


Выставочный проект “Царские врата из коллекции музея-заповедника”
A Выставки

В церкви Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском открылся выставочный проект «Царские врата из коллекции музея-заповедника».

2013-11-13 104159Выставка знакомит с особенностями такого элемента иконостаса, как Царские врата на примере предметов из фондов музея-заповедника. Здесь также представлены книги XIX века с описанием Царских врат, и впервые экспонируется чертеж 1891 года иконостаса церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове.

Царские врата – обязательная принадлежность православного храма. Двустворчатые, особо украшенные двери располагаются в центре иконостаса и соединяют основное пространство храма с алтарем. По толкованию святых отцов, алтарь символизирует рай, утраченный человечеством из-за грехопадения прародителей Адама и Евы и вновь обретенный, благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. Поэтому на Руси врата назывались Райскими и Святыми. В христианской традиции алтарь также является образом грядущего Царствия Небесного. Так, во время литургии из алтаря в основное пространство храма для причащения верующих в Жизнь Вечную выносятся Святые Дары, согласно святоотеческим толкованиям, через них проходит сам Христос – Царь Славы и Господь господствующих, поэтому врата именуются Царскими.

В древности алтарь от пространства храма отделяла каменная алтарная преграда с завесой по центру. Завеса именовалась катапетасма, она крепилась к столбикам на внутренней стороне алтарной преграды. Форма алтарной преграды постепенно менялась. В X – XI веках в оформлении византийской алтарной преграды начали использовать иконы.
На Руси к середине XV столетия сформировался высокий иконостас, состоящий из нескольких рядов икон и трех врат. Царские врата соединяли алтарь с основным помещением храма, северные – вели в жертвенник, где приготовлялись Святые Дары, южный – вели в дьяконник, где хранились богослужебные одежды и священные сосуды.

В византийском и древнерусском искусстве известно несколько вариантов иконографии Царских врат. Чаще всего в верхней части врат изображалось Благовещение – сюжет, посвященный получению Девой Марией «Благой Вести» о Воплощении Христа, событии, открывшем путь к спасению человечества и воссоединению мира с Богом. Источником иконографии сюжета явилось Евангелие от Луки, повествующее о том, как архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил ей о будущем рождении у нее Сына Божьего. Прославление Богоматери как «одушевленного Храма», где обитает Господь, – одна из тем праздничного богослужения на Благовещение.

Одним из вариантов иконографии нижней части створ Царских врат было изображение творцов Божественной Литургии – отцов церкви Василия Великого и Иоанна Златоуста. Появление святителей на створах врат восходит к размещавшейся в алтарных апсидах сцене «Служба святых отцов», которая известна в византийском искусстве с XI –XII веков. Встречались врата с изображением «Благовещения», «Евхаристии» (причащение апостолов), Василия Великого и Иоанна Златоуста одновременно.
Чаще всего сюжет «Благовещение» совмещался с изображением четырех евангелистов, пишущих тексты Евангелий – главного учения Новозаветной церкви. Композиция в навершии врат и на створах объединялась темой благовестия миру. Этот вариант иконографии получил широкое распространение в древнерусском искусстве с XIV века. Иконография евангелистов следует традиции миниатюр иллюстрированных Евангелий.

Как правило, над евангелистами изображались их символы: лев – над Иоанном, телец – над Лукой, ангел – над Матфеем и орел – над Марком. Традиция соотнесения образов четырех апокалиптических существ с четырьмя евангелистами восходит к святоотеческим толкованиям, известным с раннехристианского времени. Одним из самых распространенных было толкование блаженного Иеронима Стридонского (IV в.), основанное на особенностях текстов четырех Евангелий. Так, по его мнению, символ евангелиста Матфея – ангел – напоминает о генеалогии рода Христа «по человечеству»; лев соотносится с проповедью Иоанна Крестителя в пустыне, открывающей Евангелие от Марка; телец – с описанием в начале Евангелия от Луки благовестия первосвященнику Захарии, которое произошло у жертвенника Иерусалимского храма; орел – с возвышенным зачином Евангелия от Иоанна. Царские врата бывают открыты только в особо торжественные моменты богослужения и во время Светлой Пасхальной Седмицы. Открытые Царские врата служат знаком пришествия Царя Славы в мир.
Центрами резного и позолотного мастерства в разное время были: Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры; Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри. С XVII века в этот ряд вошла Оружейная палата Московского Кремля.



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo

     
    
    
     
erngeoige9h8

Тики-Бар

телефоны:(925) 070 52 54, (495) 767 87 02адрес:Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.3А [карта] Баррикаднаяналево до Садового кольца, в сторону Планетария и входа в детский зоопаркКаждую субботу и воскресенье с 13:00 до 18:00 в Тики-Баре проходят детские…
sfeefghtfjh543

Творческая мастерская и…

телефоны:(495) 991-56-03, (985) 991-56-03адрес:Москва, ул. 2-я Фрунзенская, д. 10, корп. 1 [карта] ФрунзенскаяТворческая мастерская и чайный клуб "Души не чаю" - это пространство, где каждый может стать ребенком и найти занятие по душе. Зал визуально разделен…