joomla

Музей-памятник «Смольный собор»


 

 
 
Город: Санкт-Петербург
Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1
Телефон: 78127103159
 
 

Одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга, «драгоценной жемчужиной русского барокко» является Воскресения Христова Смольный собор Новодевичьего монастыря. История собора необыкновенна и драматична, он возводился в течение почти целого столетия и в результате затянувшегося строительства приобрел неповторимый облик. Особую нарядность и торжественность собору придают фасады, украшенные лепкой, с использованием позолоты.

Заложенный 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны, собор входил в комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря. Автором проекта был Ф. Растрелли, который руководил строительством в 1748-1762 годах. Однако завершить строительство, возвести колокольню и закончить внутреннюю отделку собора Ф. Растрелли не успел, и храм оставался недостроенным в течение нескольких десятилетий. Окончательная достройка и отделка были поручены в 1832 году архитектору В. Стасову, и в результате собор соединил великолепные образцы двух архитектурных эпох: роскошного елизаветинского барокко и благородного сдержанного классицизма.

Собор, напоминающий в плане греческий крест, венчает барабан центрального купола, к которому с четырех сторон примыкают двухъярусные колокольни, завершенные луковичными главками. Живописность и изысканность архитектурному решению фасадов придают голубые стены и белокаменная лепка с элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья), земли (плоды и цветы) и воды (рокайли и «жемчужины») и лучковый фронтон собора с круглым окном.

Интерьер, выполненный В. Стасовым, должен был производить сильное впечатление и настраивать на торжественный лад: «Холодно блестели громады колонн, облицованные плитами белого искусственного мрамора, и полированный ревельским камнем пол; мерцала позолота архитектурных деталей и тонкая резьба деревянных иконостасов и кафедры; огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах; сиял обложенный серебром престол; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады с перилами золоченой бронзы перед алтарями».

Над созданием внутреннего убранства собора трудились выдающиеся художники П. Басин, Ф. Брюлло, А. Тыранов, А. Нотбек. Огромный запрестольный образ Пресвятой Богородицы, окруженной воспитанницами Смольного института, — «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях» — в южном приделе был выполнен академиком А. Венециановым. В 1870-1880-х годах проект новых иконостасов для собора выполнил академик Максимилиан Месмахер. Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе в Орловской губернии.

20 июля 1835 года, после торжественного освящения, храм стал именоваться «Собором всех учебных заведений».
Музей-памятник «Смольный собор» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» - «Музея четырех соборов».


Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo

     
    
    
     

Простые правила как ...

РАЗ  1 ПЯТЬ 5
ДВА 2 ЧЕТЫРЕ 4 ШЕСТЬ 6
ТРИ 3 СЕМЬ 7