joomla

Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко


 

 
 
Город: Кисловодск
Адрес: г. Кисловодск, ул. Ярошенко, д. 1
Телефон: 78653731113
 
 

Музей расположен на территории принадлежавшей семье Николая Ярошенко усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания. Музей основан в 1959 году. Открыт 11 марта 1962 года. С 1959 года – Дом-музей Н. А. Ярошенко, с 1963-го – Музей Н. А. Ярошенко, с 1967-го – Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко, с 1991 года музей носит современное название. Николай Ярошенко посвятил себя искусству, не оставляя военной службы.

Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам, и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Обучение будущий военный инженер продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств.

Он с отличием закончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод, где прослужил более 20 лет. Исполнив мечту отца и повторив его путь, он ушел в отставку в чине генерал-майора. А вот повествование о художнике и общественном деятеле Николае Ярошенко должно быть более обширным.

Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Постепенно он проникся их нуждами, и ему стали близки взгляды весьма характерные для русской интеллигенции последней четверти XIX века. Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин, и в настроении, ими передаваемом.

После женитьбы на Марии Навротиной — одной из немногих женщин той поры, получивших высшее образование, — Ярошенко решил организовать свадебное путешествие. Сначала молодожены побывали в Полтаве, а потом отправились на Северный Кавказ, в Пятигорск. Там художник оставил молодую жену и целый месяц писал этюды в Сванетии. И хотя впоследствии Ярошенко много ездил по России, Западной Европе, побывал в Египте, Палестине и Турции, его сердце навсегда пленила красота кавказских гор.

В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», — Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Не забывали своего коллегу и художники — Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.

Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа.
Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...», хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое Седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя.

Николай Александрович Ярошенко изъездил весь Кавказ. Забирался в отдаленные горные аулы — и везде его встречали гостеприимно и уважительно. Художника хорошо знали, любили. Недаром В. Стасов называл Ярошенко «портретистом гор». Его картины, посвященные природе Кавказа, его людям, находятся в постоянной экспозиции музея.

Начало коллекции и основание музея связаны с именем В.В. Секлюцкого (1907–1990). Помощь в комплектовании музейных фондов оказали наследники современников Н.А. Ярошенко, составлявших его окружение — А. Васнецова, П. Брюллова, Г. Мясоедова, В. Сурикова, А. Корина, В. Бакшеева, А. Степанова, В. Черткова, Н. Симановского и других.

Среди коллекционеров, внесших наиболее значительный вклад — И.С. Зильберштейн (Москва), А.И. Шустер (Санкт-Петербург), Д.М. Аксельбант (Москва), Ю.В. Невзоров (Москва), семья Фроловых (Санкт-Петербург), С.Г. Шамбурова (Москва), Е.Л. Фишков (Сухуми), Ю.Д. Пахомов (Тбилиси), А.Ф. Поляков (Кисловодск) и др.

Собрание живописных и графических работ Н.А. Ярошенко (1846-1898) легло в основу экспозиции главного усадебного дома; произведения М.Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова находятся в посвященных им залах одного из выставочных зданий. Уникальна коллекция живописи и графики В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других передвижников.

Вторая половина XIX в. представлена также живописью, графикой и скульптурой Л. Лагорио, В. Орловского, П. Суходольского, Н. Тютрюмова, Н. Дмитриева-Оренбургского, В. Верещагина, Ф. Васильева, Л. Позена, Е. Лансере, А. Обера, В. Беклемишева, И. Гинцбурга, Л. Бернштама.

Расцвет русского искусства конца XIX — начала XX веков отражают работы И. Левитана, В. Серова, А. Бенуа, Л. Бакста, Ф. Малявина, С. Малютина, С.Виноградова, А. Корина, Л. Туржанского, П. Петровичева, Н. Богданова-Бельского, Е. Столицы.

Коллекция советского искусства включает такие имена, как В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, М. Авилов, К. Юон, П. Радимов, В. Орешников, С. Ротницкий, Е. Кругликова, Е. Кацман, В. Курдов, Г. Епифанов, С. Коненков, М. Аникушин и др.

За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин, совмещая занятия живописью со службой на военном заводе.


Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo

     
    
    
     

Простые правила как ...

РАЗ  1 ПЯТЬ 5
ДВА 2 ЧЕТЫРЕ 4 ШЕСТЬ 6
ТРИ 3 СЕМЬ 7