joomla

Журавлиная родина - посещение журавлиного заказника

Милей, милей мне славы
Простор родных полей,
И вешний гул дубравы,
И крики журавлей.
С.А.Клычков, 1918 г.

Журавлиная родина - заказник, крупнейшее место предотлетного скопления серых журавлей.

Осень, скоро птицы покинут наши суровые края и улетят курлыкующими клиньями вдаль. А видели ли наши дети летящий журавлиный клин? Мы уже так далеко от природы, что порою кажется, будто все эти птицы остались в далеком прошлом. Поэтому мы и решили вернуться к природе и заодно поучаствовать в очень важном и непростом мероприятии - учете серых журавлей.
Созвонившись с дирекцией заказника, мы договорились о приезде. Вначале - экскурсия. Сразу оговорюсь, что проводится она на автомобилях, чтобы удобнее было подъехать к месту скопления журавлей.

Первая часть экскурсии по заказнику - ознакомление с историей и культурой края. И в 11 утра мы уже были около историко-литературного музея города Талдома Московской области. Музей расположен в красивом старинном двухэтажном особняке.

Начало экскурсии на втором этаже. Он посвящен известным писателям и поэтам, родившимся и жившим в этом краю. Их оказывается немало. Самый знаменитый - М.Е. Салтыков-Щедрин. В Талдомском районе находится его родовое имение Спас-Угол. В этих краях можно посетить и имение Головлевых и побывать в Пошехонье, а также половить Премудрого Пескаря.

А в деревне Костино в 20-х годах жил писатель Михаил Пришвин. Он и подарил этому краю лесов и болот поэтичное название "Журавлиная родина". Любопытно, что Пришвин приехал в эти края писать повесть об осушении болот и использовании этих земель в хозяйстве. Однако повесть не удалась - Пришвин буквально влюбился в местную природу. Да и как мог любитель и знаток всего живого ратовать за истребление болот, которое повело бы за собой потерю редких животных и птиц. Деревня Дубровки - родина крестьянского поэта Сергея Клычкова. Мало кто из нас знает его. Однако он был другом Есенина и очень популярен в 20-е годы. В 1937 году, как и многие, был арестован по доносу и в тот же день расстрелян. В деревне открыт музей поэта.

На первом этаже расположена историческая экспозиция. Талдом - в прошлом - город башмачников. Сюда приезжали из разных весей за обувью, даже из таких крупных городов, как Москва и Петербург. Есть легенда о том, что одна француженка, остановившись в Талдоме, купила себе сапожки. А поскольку вывозить за границу из России можно было только то, что на тебе надето, свои сапожки дама выкинула. В Париже ей удалось продать их за такую цену, которая окупила всю поездку! Производство обуви работает и сейчас. Это уже не одинокие умельцы и артели, а современная фабрика "Талдом Обувь", работающая на итальянском оборудовании.

Пока мы наслаждались экскурсией, Ольга Сергеевна - директор заказника, объехала на машине свои угодья и засекла большую группу журавлей. Туда-то мы и отправились вместе с приехавшим в музей сопровождающим. Остановившись на шоссе, пролегающем между полей, мы увидели вдалеке силуэты птиц. Нам раздали по биноклю, а желающие могли посмотреть и в подзорную трубу, установленную здесь же на треноге. Журавли находились от нас метрах в трехстах. Но посередине поля рос большой куст. К нему мы направились, стараясь идти гуськом. Под прикрытием куста журавли подпустили нас достаточно близко, и мы могли еще раз полюбоваться ими. По дороге к кусту мы вспугнули настоящего зайца, и он помчался от нас, только уши торчали над высоко скошенной травой. В траве дети смогли отыскать еще кое-что интересное - выпавшие журавлиные перья - светло-серые с темным кончиком.

Далее мы отправились….на болото! Не топкое и не вязкое, но с глубокими ямками воды и кочками, на которых в изобилии росла клюква. Хорошо, что мы догадались захватить дочурке сапоги. Клюква оказалась очень крупная (как мы узнали, такая бывает только раз в пять лет) и почти поспевшая. Группа разбрелась, любуясь красотой и лакомясь ягодами. К тому же начали попадаться грибы! Крепкие красивые подберезовики. Нам показали кусты настоящего розмарина, и мы сорвали по веточке, чтобы оставить в машинах для очищения воздуха. Как отметила Ольга Сергеевна, дети особенно любят посещать это болото. Действительно уходили они из этого сказочного места с явной неохотой.

На этом экскурсия закончилась. Но мы хотели участвовать в учете журавлей, поэтому договорились встретиться через пару часов около биостанции. Свободное время провели на пикнике, на свежем воздухе, отъехав за территорию заказника.
В 17-30 мы приехали к биостанции, чтобы отправиться на одну из выбранных точек. Точки учета располагаются на пути перелета журавлей с места дневного кормления (поля) к месту ночевки (болото). На разных возможных путях перелета располагается группы и ждут пока над ними полетят журавли. Время ожидания может длиться до 2-2,5 часов. Поэтому мы оделись потеплее, взяли с собой кресла и туристические коврики, а также бинокли. Одного мы не предусмотрели - огромного количества комаров.
Подъехав к точке, мы увидели, как ближайшая к нам стая поднялась в небо. Достав фотоаппараты и бинокли, мы устремили свои взгляды на клин. Курлыканье журавлей звучало как песня. В стае их оказалось всего около 150. Хотя по оценкам на поле должно было находиться до 500 журавлей. Оказалось, что по соседству вышли на работу комбайны. Они и вспугнули стаю. Она разделилась. И еще два больших клина прошли стороной не над нами. Но мы не расстроились. Ведь точно предсказать поведение птиц в естественной среде очень сложно.

Попрощавшись с директором заказника, мы отправились домой. Но Ольга Сергеевна пригласила приезжать снова. Следующий учет состоится 13 сентября в субботу. Птиц должно быть еще больше. Особенно их количество возрастет к тому времени, когда будут посеяны озимые. А покинут наши края и улетят на юг журавли в конце сентября - начале октября.
Экскурсии и мероприятия по учету журавлей называются - фестивалем журавля и будут проводиться до отлета птиц.

Для справки:
Сайт заказника "Журавлиная родина" - http://oxycoccus.narod.ru
Посетить заказник вы можете только по договоренности с администрацией. Телефоны и информация представлены на сайте.
Стоимость экскурсии по историко-литературному музею - 175 руб. взрослый и 150 руб. детский билеты. Посещение заказника - бесплатно.