joomla

Армения. 2018. Часть 2

Третий день

С утра собираемся, часть вещей просим хранить - чтобы не тащить лишнее - в хостеле. Выезжаем искать маршрутку до Ехегнатзора (город) - не доезжая немного чтобы выйти - наша цель - монастырь Нораванк. Пришлось взять такси - сами найти не смогли, поэтому не могу сказать, откуда отправляются маршрутки. Едем, в пути около 2-х часов. Вылезаем на повороте, в монастырь идти километров 5. Вверх...

Дорога в Нораванк
При подъезде к нему - марсианские ландшавты, их вообше на юге много там, можно кино снимать...
вот он  Нораванк - на горе
вот он Нораванк - на горе
Красавец монастырь, один из самых милых сердцу. Настоятель там очень хороший, удаллось с ним побеседовать
Самый экзотический храм, кторый мы видели в Армении, в верхний храм залезть можно, лестница узкая и без перил, а вот слезть..
Очень красивый...

Ловим попутку, пройдя немного. Идти трудно... Поймали попутку с туристами из Москвы, на арендованной машине. Едем в Нораванк. Познакомились по дороге, обратно, и дальше ни обещают нас подвезти, а пока не спеша осматриваем монастырь, лазаем в верхний храм, в колодец, в главном храме знакомимся со священником, в другими туристами (сестра с братом из Чили!), общаемся, молимся. Здорово!

Потом с нашими москвичами облазили вдоволь горы вокруг, пофотографировались. Вместе уже едем в Пещеру птиц (еще она называется Арени - 1) - благодаря нашим попутчикам посетили ее - я не планировала - это археологическая раскопка - очень интересно (там нашли туфлю, которая хранится в Музее истории - ей более 5000 лет). За 1000 драм с взрослого нам проводят экскурсию. Интересно. Рекомендую. Пещера находится прям на повороте в Нораванк. В поселке Арени продают хорошее вино - там есть винный завод, Арени - одна из колыбелей армянского виноделия.

Пещера Птиц - уникальна, очень нам понравилось ее осматривать и рассказ был интересен
Там столько пыли... Для обуви на выходе стоит веник.. :))
Архиологи всего мира мечтают покопаться здесь...
Около пещеры пообщались с резчиком по камню и дереву - молодой парень, ненавязчив совершенно, рассказал о себе, о работах. Супер все красивое. Ваза деревянная стоит около 3000 русскими

Далее нас подвозят до Вайка, там наши попутчики живут - далее мы едем одни. Перекусили в магазинчике (небольшой супермаркет у дороги) в Вайке (кредитки принимают там даже) и ловим следующую попутку - нам надо в Джермук (курортный городок с источниками) - в сторону от главной трассы около 20 км, вверх, в горы.

Доезжаем до поворота, там ловим еще одну попутку - обещают подвезти до селения недалеко от Джермука - нас устраивает - пожилая пара наши попутчики.
Разговорились. Они вдруг и говорят - мы отвезем вас до города. Привозят. Я ничего там не бронировала (не уверена была, что доедем потому что). Помогают нам искать гостиницу. Это что-то. Но гостиница меня не интересует в силу цены, я хочу жить на квартире. Вежливо прощаемся, сердечно благодарим и идем искать жилье.

Сначала нам предложили классный коттедж двухэтажный - 16000 за ночь. Дороговато. Благодарим и идем искать еще. На лавочке сидят две бубушки - то что надо. Спрашиваем - одна и берет нас к себе. Так мы познакомились с бабушкой Сильвой. На сдано 2 комнатки, кухня, всего за 10000, это нормальная цена для жилья такого рода. Бабушка ночует в третьей комнате.

Бросаем вещи и идем гулять по Джемруку - вечереет, надо успеть. Там тоже очень красиво, каскады, небольшое озеро, лес, горы, галерея с минеральной водой - обходим озеро вокруг - успеваем - уже совсем темнеет. На улице холодно, так что куртки и шапки здесь обязательны.

Джермук, каскад у отеля Hilton
Виды в Джермуке, воздух, свежесть... Неописуемы...
Вода в озере в Джермуке синяя
гуляя вдоль озера  и около него и на горе - множество скульптур армянских исторических деятелей, таблички с кто это есть почти везде, но на английском только
гуляя вдоль озера и около него и на горе - множество скульптур армянских исторических деятелей, таблички с кто это есть почти везде, но на английском только
Как же там красиво вокруг...
Галерея с минеральнй водой, вода грячая течет, стаканов нет (мы свои забыли взять), пили из рук, говорят вода очень полезна для организма (но она там разная, надо подбирать для своих болезней)

Магазины работают допоздна. Покупаем еду (курицу с картошкой решила приготовить и салат из свежих овощей). Там продают везде местную травку из леса - мандык, и еще ее как то называют, хочу попробовать - выясняем, как готовить - беру немного. Дома наша хозяйка помогает приготовить его. Мы беседуем о жизни в Армении, сами рассказываем, как живем. Это как раз то, что я хотела. Мандык этот оказался не сильно вкусным.

Вообще относительно кухни армянской... У нас не срослось с ней. Ничего особо не понравилось. Пробовали основные блюда, даже в Ереван (ресторан хороший в Ереване) ходили. Ничего особенного. Наша долма из Мяснова (у них толма) вкуснее дилижанской... Увы...

Утром едем смотреть водопад в Джермуке. Он недалеко совсем от города, вполне можно сходить пешком, если есть время. Мы брали такси за 2000. Водитель ждет пока вы гуляете.

Водопад в Джермуке, воды много... Летом он конечно гораздо скромнее... Находится он при въезде в город, от памятника И. Ори - направо по дороге вниз. можно ли спуститься из горолдда по другому - не знаю, но от круглой арки в горе вверх ведет тропа. Надо узнать у местных.
У водопада можно погулять - очень там красиво
Вот от этой арки дорожка ведет вверх, может и по ней можн прийти их города на водопад?
нашли там замерзший водопад
Все уезжаем дальше - наш путь лежит в Татев, до него 120 км...

Далее опять ловим машину у выезда из города. Около Джермука в Армении добывают золото, строят новые шахты. Нас подвозит работник с шахты (судя по каске и чертежам на заднем сидении). До поворота на главное шоссе.

Такие виды открываются из окон авто по дороге

Ловим опять машину - попадаются ребята, которые едут в Татев, из Нижнего. Я сначала хотела заехать на Зорор карер (армянский Стоунхендж) в Сисиан. Но отказаться от машины в Татев - не реально, ехать то далеко, поэтому оставляем Сисиан (он чуть в стороне от трассы) - может быть - на потом и едем быстро быстро в Татев (парень джигит - хотя и русский:)), по пути, чуть не задавив корову, которая бросилась нам под колеса.

Дорога плохая, трясемся как лягушонки. Водитель говорит, что когда выйдем из машины - у нас так и будут трястись руки и голова, наверно еще долго... Смешно... Дорогу вроде должны сделать к следующему году. Приезжаем прямо к канатке, прощаемся...

Канатная дорога "Крылья Татева", станция в поселке Алидзор
Там так красиво
С верху видны остатки крепости, аудио гид в кабине рассказывает об этом
едем...
Большая татевская пустынь, до нее мы потом дошли пешком
Воротанское ущелье
Схема достопримечательностей Татева при сходе с канатки стоит

Чтобы попасть в Татев, нужно приехать в поселок Алидзор (они говорят Галидзор, вернее нечто среднее между г и х вначале). Там находится знаменитая канатная дорога - Крылья Татева. Строили швейцарцы - очень все надежно и аккуратно. Вокруг все ухожено. Европа... Мы едем только туда (3500 в одну сторону, 5000 в обе, дети до 120 см, (если не ошибаюсь) - бесплатно. В кабинке даже есть очень милая стюардесса... Дорога длинная и высокая, проходит над Воротанским ущельем.
Обратно хотим идти пешком, смотреть Татевскую пустынь и Чертов мост. Ночевать планирую в Halidzor eco resort, я в нем забронировала номер.

Татевский монастырь... Татев значит - дай крылья. Строитель монастыря, когда закончил его - встал на край пропасти и воскливнув Богу - дай крылья - прыгнул вниз... И Бог дал ему крылья - он полетел. Легенда...
Центральный храм монастыря, в монастыре идет реконструкция сейчас, на нем над входной галареей будет восстановлен купол. Завершится реконструкция полностью в 2020 году. Welcome!
Пред монастырем здание маслодавильни, там музей - интересный
Все облазили в монастыре, даже в такую дверь пролезли, монастырь имеет много помещений... Большой был
Качающийся столб на территории монастыря
Виды от Татева

Долго гуляем по монастырю, весь осмотрели, в каждое помещение зашли... По нему можно взять экскурсию, где-то в гостевом центре, мы не брали, с экскурсией конечно было бы интереснее. В следующий раз обязательно возьмем. Монастырь восстанавливают уже несколько лет на деньги мецената. Он был разрушен после землетрясения, в Маслодавильне есть фото до реконструкции.

Далее узнаем, как пройти к Татевской пустыни и конечно же туда и отправляемся. У бабушек у монастыря купили лепешку настоящую с зеленью - как в Карабахе пекут - на вкус не обычно, травы незнакомые. Съев половину - она начала мне нравиться... Вкусно. Гату жалко там так и не попробовали - сладкий пирог, но он большой, нам столько не съесть было.

Находим поворот на тропу, идем, до пустыни дошли за 2 часа, (парень, который пришел за нами - немец оказался, прошел ее за час...), по дороге очень красиво вокруг, нам понравилось...

Татевская пустынь, храм большой -  пустой... Снаружи кажется небольшим, а когда входишь.....
Татевская пустынь, храм большой - пустой... Снаружи кажется небольшим, а когда входишь.....
Это кельи монахов, две жилые, но никого не было дома - жалко...
Идем, вокруг цветут ранние цветы, птицы поют...
Предупреждаю - в конце тропы нас (и вас будет ждать, если пойдете там) :(( ждал неприятный сюрприз - надо долго и довольно опасно лезть в гору. Мы были, вернее я к этому не готовы, я еле пролезла, упала даже немного. Если вы не в хорошей физической форме - будет очень трудно. Альтернативу мы пропустили - тропа когда выходит к реке разветвляется и нужно идти через брод по камням через реку, там дорого пологая и простая дальше будет. Указатель увел нас на гору...

От пУстыни докарабкались до Чертова моста, оттуда поймали машину до нашей гостиницы - ехать недалеко, но вверх все время, на гору. А сил то нет... В машине сидел молодой парень, разговорились - работал в Панда Парке в Мещерском... Мир тесен... Рассказал, что Панда сменила хозяев, концепцию работы, в общем он уволился.

Водитель - пожилой мужчина говорит нам - поехали в нам, переночуете (рядом молчит его жена, наблюдали такое не раз, жена у них уважает мужа). Жаль, что не удалось поехать - отель забронирован, неудобно... Так что смело можно путешествовать, особенно не в сезон, как мы, не бронируя жилье, сохраняя свободу выбора на месте - жилье всегда найдется.

Вышли красные и уставшие к Чертовому мосту - вода промыла в горе себе дорогу, образовался не рукотворный мост
Источник, где можно искупаться - ребенок купался, вода градусов 26 я думаю была, теплая

Приехали в наш Eco resort, заселились, погуляли по территории, поужинали в их кафе, вкусно. Пообщались с работниками, посмотрели звезды, которые здесь к нам ближе - горы же и пошли спать. В помещениях у них везде холодно, отопления у них как у нас нет. Домик наш конечно нагрет, но все равно прохладно. Просим обогреватель - везде дают - и ложимся спать, правда поиграв немного в нарды, которые нашли на территории и прихватизировали...

Территория
нашего отеля
вот в таком домике мы жили, круглом
за домиком - там такая вокруг кросота
очень ласковые животные в отеле - котик и собаки
павлин есть, красивый... но орет, ужас...
со стороны дозора, наш домик крайний справа, окнами на нас

Утром после завтрака (они у них везде довольно однообразны - лаваш, сыр, яйцо, чай/кофе, джем - все вкусное!) отправляемся обратно, н сначала прогуливаемся до Арснадзорского дозора, он недалеко от гостиницы, был виден прямо из окна как на ладони... Такие башни были построены на горах (3 башни было всего) и при приближении врагов в них звонили в колокол (не сохранился сейчас, только цепь), колокол был слышен в следующей башне, а затем и в монастыре, где тогда звонили в большой колокол, он был слышен на расстоянии 50 км.

уезжаем, но сначала решили дойти до дозора - он совсе близко
Дорожка до башни
Дозорная башня
у дозора сняли вот такую птицу
виды от дозора.. лепота...

Далее ловим дяденьку на машине из Татева, очень интересный человек оказался (приглашал нас в гости, когда дом достроит - взяли у него телефон - если приедем еще - заедем обязательно). Он подвозит нас до развилки, сам едет в Горис - направо, а нам надо обратно, налево, в сторону Еревана.... Горис тоже интересное место, До него вроде из Еревана ходит маршрутка прямая и некоторые туристы едут туда и там ночуют. Рядом с ГорИсом, удаление на и, есть старинный пещерный город Хндзореск, упоминавшийся еще в 13 веке в летописях. Второй достопримечательностью там является танцующий мост, соединяющий края глубокого ущелья (подвесной мост). Туда мы к сожалению уже не попали.