joomla

Выставочный проект “Царские врата из коллекции музея-заповедника”


Царские врата – обычно самая украшенная часть иконостаса. Все части Царских врат в большинстве случаев были покрыты резьбой. Их декорировали полихромной покраской, позолотой или серебрением, оловянным литьем, серебряной басмой, вставкам самоцветов и другого узорочья. Резьба по дереву выполнялась сообразно канонам, выработанным веками. Навыки мастерства передавались от отца к сыну, от мастера к ученику, однако их имена, как правило, были неизвестны.
До ХVI века в основе резного декора использовался невысокий рельеф с лаконичным орнаментом в виде ремневидных и переплетающихся полос (плетенки). Постепенно мастера-резчики стали обращаться к использованию ажурной прорезной, в основном позолоченной резьбе.

В XVI веке традиционные методы резьбы по дереву развиваются в сторону усложнения декоративно-орнаментальных мотивов. Обычная плетенка дополняется ответвлениями, превращаясь в фантастический растительный орнамент, в основе которого лежит изгибающийся стебель. При этом соблюдались законы зеркальной симметрии с ритмично повторяющимися элементами. Такой орнамент получил название «травы разметные». Основу его композиционного решения составляли широко раскинутые симметричные завитки. Орнамент выполняли на отдельных дощечках толщиной не более 2 см, которые плотно подгонялись друг к другу, чтобы рисунок смотрелся как единое целое, под резьбу подкладывали цветную бумагу, слюду или фольгу, резьбу покрывали чаще позолотой, иногда в сочетании с серебром.

В московском искусстве последней четверти XVII века в период господства барокко особое место занимает объемная церковная резьба, получившая наименование «флемской», она была завезена белорусскими мастерами. Основным мотивом «белорусской рези» служил растительный орнамент, состоявший из пышных гирлянд, плодов, цветов и листьев.
Деревянную резьбу покрывали позолотой, в выполнении которой русские мастера достигли необычайного искусства, делая поверхность либо матовой, либо блестящей, нередко использовали как дополнение цветные лаки. При этом позолота имела разнообразные оттенки красноватых, зеленоватых и желтоватых тонов.

К концу XVII и широко в XVIII веках в иконостасах появилась объемная скульптура. Так, на Царских вратах традиционно изображения евангелистов и их небесных символов стали представлять в высоком рельефе, при этом изображения расписывали в новой технике росписи маслом. В XVIII веке в церковной резьбе все больше проявляются черты светского западноевропейского искусства. На Царских вратах стали помещать сюжет «Тайная вечеря», в котором отражена последняя трапеза Иисуса Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии.

Несмотря на смену художественных приемов, русские мастера-резчики продолжали вкладывать в свое искусство духовно-символический смысл, что придавало их резьбе особое значение.
Так как территориально выставка проходит в непосредственной близости к храмам – церкви Вознесения Господня и церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, особое значение имеют такие экспонаты, как чертеж иконостаса церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове 1891 года и фотографии утраченных в советское время иконостасов второй половины XIX века названных соборов.

Выставка работает до 16 февраля 2014 года.
Аккредитация для СМИ по тел. 8 (499) 614-88-80, 8 (903) 203-15-52,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo