joomla

Отзыв о поездке в Клин


Ноябрьским субботним днем мы отправились в подмосковный город Клин в музей елочных игрушек. Ездили мы вместе с агентством «Огни Москвы». Погода стояла отличная, за окном светило ласковое солнышко и экскурсовод плавно повела свою речь. Ехали мы с Чистых прудов, по Бульварному кольцу через Тверскую, по Ленинградке – и далее до пункта назначения. Несмотря на то, что я москвичка, тема Бульварного кольца мною практически не изучена и материал экскурсовода был довольно интересным: мне удалось взглянуть на Москву другим, незамыленным глазом, и я теперь лелею идею о продолжении знакомства с «кольцом»: небольшие особнячки перемеживаются с высокими горками — почти заграница. Вид не только захватывающий — особенно когда автобус спускается с крутой горы, но и впечатляющий. Будь я мэром Москвы, то Бульварное кольцо было бы объявлено памятником архитектуры, заморожено точечное строительство: только реставрация, экскурсии. Словом, это был бы старый город без машин: пешие прогулки, ресторанчики и, самое главное, шикарный вид старой Москвы. Вот с таким мечтательным настроением мы проскочили пробки на выезде из Москвы и двинулись дальше. Экскурсовод тем временем вела неспешную речь, которая была, большей частью, обращена к детям.

Мы проезжали подмосковные города и достопримечательности, вспомнили о Второй мировой войне («Кресты» на Ленинградке и памятники павшим героям по дороге) и потихоньку стали настраиваться на новогодний лад с помощью загадок и прибауток. Наконец мы прибыли на территорию клинского подворья — новостроя в псевдорусском стиле, довольно выигрышно смотрящемся с подсветкой в вечерних сумерках. Но сумерки наступят позже, а мы бежим во внутрь.

Общий вид подворья

 

Далее епархия Огней Москвы заканчивается и во всех накладках и нестыковках можно винить только сотрудников музея. Мы ждем 40 минут, чтобы войти в музей: в это время никто нами не занимался, никто не объяснил эту задержку, хотя приехали мы вовремя.

Дети на входе

 

Итак, наконец мы в музее!

 

Зал первый:
Довольно небольшой, на стенах портреты царей (в частности, Петра I) и небольшой экскурс в то, откуда вообще пошло празднование Нового Года и обычай рядить елочку.

Зал второй: воспроизведен старинный быт (то, что мы неоднократно наблюдали и на других экскурсиях, допустим, Коломенское или Музей валенок): но в данный момент это не совсем то, что нас увлекает.

Зал третий:
Это уже кое-что поинтереснее, начало экспозиции старинных елочных игрушек. Многие их них пришли из нашего детства, другие достались в наследство от дедушек и бабушек — в любом случае, ностальгия! Игрушки из картона, самые бюджетные:

Игрушки из ваты. Добавлю от себя, что такой ватный Дед Мороз есть и у нас дома. К сожалению, найти ему альтернативу довольно трудно: все современные Деды Морозы почему-то не так добры и колоритны (а про Санта Клаусов вообще молчу: их найти гораздо легче).

Елочные игрушки из ваты и папируса 1920–1950-х годов: довольно хрупки, поэтому их сохранность в большом количестве домов вызывает сомнения. Очень милые и трогательные фигурки, которые и в наше время нашли бы достойное место на елочке: обратите внимание на негритенка и новорожденного поросенка — ну разве не прелесть?

Еще немного милых фигурок из папье-маше, мне почему-то хочется их съесть, так они заманчиво блестят!

Как я поняла, тема елочных игрушек довольно тесно связана с нашей историей. Так, вот какие необычные объекты можно увидеть в музее: игрушка-воздушный шар, игрушка самолет, игрушка велосипед:

 

 

Зал четвертый: собственно то, ради чего вся поездка и затевалась: выдув игрушек. Однако, несмотря на то, что за съемку в музее мы заплатили 200 руб (для сравнения музей леса 30 руб, Исторический — 150 и хоть обфотографируйся), съемка именно в этом зале запрещена. Штраф для ослушавшихся — 500 руб. Довольно грустная история, ведь хочется дома и знакомым показать этот процесс, рассказать, да и самому еще раз все внимательно рассмотреть. Но, поскольку, в нашей группе был такой ослушавшийся индивидуум, то у вас есть уникальная возможность ознакомиться с этим процессом вживую Вот он, вожделенный выдув:

Я была бы не против приобрести красочную брошюру, где бы рассказывали об истории выдува игрушек из стекла, о современном их производстве: но увы, такого и нет в помине.

Надо заметить, что на выдуве было заявлено три человека, каждый из которых выдувает свое, но у нас третьего — формовочного — производителя не было, канул в лету, как мы его ни искали. Довольно прискорбно, учитывая, что вряд ли в ближайшее время мы сможем увидеть этот процесс еще раз.

Сбоку, на витрине, воспроизведен весь процесс еще раз:

 

Выдув
Покрытие фольгой
Раскраска
Добавляем цвета

 

На стенах в этом зале интереснейшая подборка старинных фотографий о производстве елочных игрушек в XIX–XX вв: однако наш экскурсовод практически не обратила на них внимание детей, хотя мы и просили. Эксплуатация детского труда налицо:

 

 

Далее перемещаемся в пятый зал. Здесь стоит роскошно украшенная елка с фигурами Щелкунчика и мышиного короля. Меня сильно удивил тот факт, что игрушки, которыми украшена елка нельзя купить: экскурсовод сказала, что это эксклюзив и сделано только для экспозиции. Таких интересных игрушек в магазине при фабрике не найти: золотой петушок, всевозможные хлопушки, райские птицы: все это не про нашу честь, а жаль.

 

 

Так же в этом зале меня заинтересовали ретро-фотографии. Вот как празднуют елку дети академиков:

 

А так дети из дальних деревень и сел:

 

Шестой зал состоит из композиций всевозможных дизайнерских елочек. Каждый может себе подобрать по вкусу и цвету. Мне приглянулась елочка-райская птица, а дочке — картина «Зима».

На стенах развешены композиции из мишуры и елочных шаров. Мне сразу пришла мысль, что неплохо бы сделать такую картину-композицию дома. На месте завода-изготовителя, я бы выпустила наборы для самостоятельного творчества, состоящего из рамы, шариков-фонариков, мишуры и тому подобного. Но с такой задачей он вряд ли справится, потому как продажу даже обычных игрушек завод наладить не может, но об этом — позже.

В седьмом зале опять экспозиция игрушек и многие из них опять же связаны с нашей историей. Можно найти игрушки, отразившие тему ВОВ: это Дед Мороз в шапке-ушанке и с ружьем наперевес, Снегурочка на боевом посту.

Чуть подальше — серп и молот на фоне пятиконечной звезды. Не обошли внимание и Никиту Сергеевича: его кукуруза тоже горделиво висела на елочных ветвях.

Восьмой зал представляет из себя небольшой зал с куполом, уходящим вверх. Посередине стоят громадная елочка. Здесь надо крикнуть волшебные слова «Раз, два, три, елочка, гори!» и поводить хоровод. В этом зале мы зависли минут на 10–15 минут. Наш экскурсовод благополучно удалилась, дети были предоставлены сами себе, а пол, надо заметить, о-очень скользкий! Дети принялись бегать, и как обычно, дело не обошлось без падений. Именно в этом месте неплохо было бы развлечь деток нехитрыми новогодними конкурсами, стишками, шарадами. Но, увы, еще один прокол.

Еще один зал попал в наше поле зрения: в нем раскрашивают готовые шары: одна работница наносит клей в виде змейки, затем посыпает шар золотой или серебряной стружкой (принцип тот же, что и у картины из песка). Другая работница наносит наклейку на шар и раскрашивает в некоторых местах краской нужный рельеф. В этом зале так же фотографировать запрещено.

 

Далее мы переместились на мастер-класс. Нам выдали по шару синего или фиолетового цветов. На них можно было рисовать обычными гуашевыми красками любой рисунок. Объяснили, как рисовать утицу — символ хорошего, доброго, вечного.

Рисуем такую букву:
S

Далее соединяем левую часть с центром — это хвост, дорисовываем голову, лапки внизу и раскрашиваем. Лучше всего на шаре выглядит, конечно, белый цвет.

После мастер-класса нас ждало незабываемое зрелище — посещение магазина. Отлучившись на секунду от группы, мы с Марианной некоторое время бродили по территории завода, так как на улице темень — хоть глаз выколи, а ни одного указателя «на магазин» нам не попалось. В результате, по скромной дорожке за неприметной железной дверью, опять же без какой-либо вывески, мы очутились в магазине. Первое, что бросилось в глаза — это огромная очередь к прилавку в виде буквы «Г». За прилавком стоят две продавщицы, весь товар у них за спиной – его толком и рассмотреть-пощупать нельзя. Ставим детей в очередь и пытаемся узреть ассортимент. В одном месте видим интересную надпись «не работает». Здесь мнения разошлись: я решила, что это не работает заводная елочная игрушка. Однако на поверку оказалось, что в этом месте должна была стоять третья продавщица, но ее нет и этот товар продаваться не будет. А надо заметить — это мы уже выяснили в тот момент, когда очередь подошла, что у каждой продавщицы свой ассортимент, и продавать то, что мне приглянулось с другой витрины, она не будет. Интересная вырисовывается ситуация: посещение магазина заложено в программу, а в магазине в это время: толпа, половины ассортимента нет, да и тот, что есть, вам не продадут. Это было зрелище сродни дежа-вю и вернуло меня в незабываемые советские годы, когда мы, 14-летние девочки, после школы забегали в Универмаг «Москва», чтобы занять очередь за тем, что там в данный момент «выбрасывали»: бери, что дают и ни гу-гу. Меня остановило от решительных действий только то, что весь автобус уже закупился и ждал «на приколе». В итоге, многие игрушки, которые я бы хотела иметь в своей новогодней коллекции, купить не удалось.

 

А теперь мое субъективное мнение от посещения экскурсии: для меня Клин — не очень близкое место, куда второй раз пока что ехать не хочется. Поэтому за один присест планировалось сделать многое. Однако, из-за халатности работников музея, многие интересные моменты в экскурсии были пропущены, сама экскурсия проведена на 4 с большим натягом — помогло предпраздничное настроение и интересные экспонаты. Посещение магазина оставило глубокий осадок в моей душе . Работников награждаю грамотой «За самую бездарно организованную торговую площадь» и неспособность наладить простую вещь: продажу своих товаров в своем же помещении. Теперь понятно, почему наши российские товары абсолютно неконкурентоспособны: не из-за качества, а из-за менеджмента. Чего стоят слова продавщицы на мою просьбу продать игрушку с другой витрины (находящейся в метре от нее): «Вы же в чужой карман не лезете, вот и я не полезу».

 

Экскурсия очень востребована, народ валом валит, и вряд ли руководство что-то будет менять в ближайшее время: денежки и так рекой текут.
И вот еще какой момент позабавил: с каждым днем, все ближе и ближе к Новому Году, ассортимент игрушек в магазине убывает. По всей видимости те, кто приедет в конце декабря, рискуют оказаться около шапочного разбора. Поэтому, согласно русской пословице «Готовь сани летом», игрушки тоже надо готовить загодя.



Кафе и рестораны

Яндекс.Метрика

Вход на сайт

Навигатор

logo

     
    
    
     

Семейное путешествие в музей